пятница, 2 декабря 2022 г.

Кроссенс

Кроссенс — это головоломка, которая представляет собой девять картинок, расположенных в табличке три на три. Это могут быть фотографии, рисунки или даже формулы и надписи. Разгадывающему предлагается найти ассоциативные связи между соседними картинками.

Классический пример — найти связь между овсом и статуей Геракла. Легко вспомнить: в римской мифологии Геракл носил им Геркулес, и так же называется овсяная каша. Однако ответ может быть другим. Например, Геракл чистил Авгиевы конюшни, а лошадей кормят овсом.

Есть множество способов чтения кроссенса. Самый популярный — идти по спирали: 1–2–3–6–9–8–7–4–5. Можно искать связи по периметру (1–2–3–6–9–8–7–4–1) и центральному кресту (2–5–8 и 4–5–6). Можно между всеми соседними квадратами и т.д.

Для примера покажем, как можно прочитать кроссенс с нашей картинки на тему «Развитие человека».
1. Началом живого является клетка.
2. Как любой живой организм, человек тоже состоит из клеток.
3. Развитие человека начинается в водной среде, именно в воде происходит эволюция простых одноклеточных организмов в сложные многоклеточные.
6. Научно обосновал эволюционные идеи английский ученный Чарльз Дарвин.
9. Один из трудов Дарвина — «Происхождение человека».
8. В своём труде Дарвин коснулся только биологического становления человека, не затронув социального и культурного развития, важную роль в котором играет интеллект.
7. Именно через развитие интеллекта, формирование опыта и передачу его другим поколениям происходит всестороннее развитие человека.
4. Развитие человека можно сравнить с цветущим, плодоносящим деревом.
5. «Плоды дерева» — знания человека — ведут к гармонии, отражённой символически на рисунке Леонардо да Винчи «Витрувианский человек».

Как кроссенс можно использовать на уроке?
🔹 Предложить ученикам разгадать для проверки домашнего задания или закрепления пройденного материала.
🔹 Рассказать с помощью кроссенса о структуре урока, указав на название, цель и проблему.
🔹 Зашифровать новую тему в визуальной опорной схеме кроссенса.
🔹 Предложить создать кроссенс самим ученикам в качестве домашнего задания или на уроке. На уроке для экономии времени удобно будет разделить класс на группы и предложить ребятам уже готовые картинки по теме, только не девять, а 15–20 штук.

Главное преимущество кроссенса — взаимосвязь между всеми его частями и отсутствие единственно верной трактовки. Разгадывая или составляя кроссенс, школьники глубже погружаются в тему и могут найти неочевидные и оттого более ценные связи между явлениями и понятиями. Кроме того, кроссенсы на одну и ту же тему могут быть совершенно разными, что даёт простор для исследований и творчества.

Освоив базовые навыки составления и разгадывания кроссенса, можно выходить на новый уровень и предложить ребятам заменить прямые образы и ассоциации на косвенные и символические. В этом случае кроссенс превратится в настоящую загадку, которую необходимо будет сначала разгадать, а затем объяснить.

Источники: repit.online13school.ru, vk.com/prosv_i 


Комментариев нет:

Отправить комментарий